Административное исковое заявление о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках основного исполнительного производства, в суд общей юрисдикции (административный истец - юридическое лицо)

Данное административное исковое заявление подается с целью признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора с юридического лица, если имеются обстоятельства, исключающие возможность применения санкции в виде взыскания исполнительского сбора.

Создать документ

Нужна помощь с выбором?

Наши консультанты помогут подобрать оптимальное решение для вашей задачи

Шаблон документа

В sud_name
 
Административный истец: istec_name
Адрес: istec_address
Тел: istec_phone
Инн: istec_inn
 
Административный ответчик: otvetcik_name
Адрес: otvetcik_address
Тел: otvetcik_phone
Инн: otvetcik_inn
 
Заинтересованное лицо: ukazat_fio_pristava
 
Размер государственной пошлины: isk_poslina

 

document_name
 
Вступившим в законную силу решением naimenovanie_suda суда  от data_resheniya_suda c административного истца взыскано summa_vzyskaniya_propisyu рублей, о чем data_vydachi_ispol_lista выдан исполнительный лист № ispol_list_seriya_nomer, на основании которого было возбуждено исполнительное производство № nomer_ispolnitelnogo_proizvodstva. 
В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ukazat_fio_pristava вынесено постановление (далее по тексту - постановление, обжалуемое постановление) о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере summa_sbora_propisyu рублей.
Названное постановление о взыскании исполнительского сбора нарушает права и законные интересы административного истца, необоснованно возлагает на него обязанность по его уплате.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления Федеральной службы судебных приставов, главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 данного Кодекса.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон "Об исполнительном производстве".
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (чч. 1 и 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы ст. 30 поименованного закона, которой установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днём его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (чч. 11 и 17 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ (ч. 12 ст. 30 указанного закона).
Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днём получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 78 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" дал разъяснение, что по смыслу ч. 1 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не право-восстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществлённых в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.
Из системного анализа приведённых законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.
Такое толкование закона приведено и в Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утверждённых Федеральной службой судебных приставов 8 июля 2014 г. N 0001/16, содержащих указание о том, что в силу требований Закона N 229-ФЗ для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
•    истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
•    документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
•    требования исполнительного документа должником не исполнены;
•    должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (п. 2.1).
С обжалуемым постановлением административный истец не согласен на основании следующего: osnovaniya_nesoglasiya, что подтверждается dokazatelstva_narusheniya_prav. Данное обстоятельство исключает возможность применения к должнику санкции в виде взыскания исполнительского сбора.
В связи с чем обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Касательно подачи заявления в суд общей юрисдикции:
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется в соответствии с нормами ст. 17 КАС РФ, ст. 29 АПК РФ и ч. 2 и 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве.
Согласно пп. 2 и 3 ст. 128 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявление об оспаривании постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях: исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом; исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 данного Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью; в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации. В случаях, не указанных в ч. 2 данной статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции.
Согласно п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов" организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, могут оспаривать в арбитражном суде действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, осуществляемые им при исполнении судебных актов арбитражных судов, исполнительных документов иных органов, за исключением судебных актов судов общей юрисдикции.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, указано, что основными критериями разграничения предметной компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по требованию о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является не только субъектный состав или экономический характер спора, но и то, каким судом (общей юрисдикции или арбитражным) выдан исполнительный документ либо в каком суде (общей юрисдикции или арбитражном) возможно оспорить несудебный исполнительный документ - чч. 2 и 3 ст. 128 Федерального закона N 229-ФЗ. К предметной компетенции арбитражных судов не отнесена проверка действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, совершенных в рамках исполнительного производства, возбужденного по выданному судом общей юрисдикции исполнительному документу.
Следовательно, организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, могут оспорить в арбитражном суде решения, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, осуществляемые им при исполнении судебных актов арбитражных судов, исполнительных документов иных органов, за исключением судебных актов судов общей юрисдикции.
Применительно к настоящему спору основное исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции.
Таким образом, требование о признании недействительным обжалуемого постановления о взыскании исполнительского сбора, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, которое в силу положений законодательства об исполнительном производстве, арбитражного процессуального законодательства не может быть рассмотрено арбитражным судом в пределах его компетенции и подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Следовательно, в силу приведенных выше разъяснений все действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, принятые, совершенные им в рамках возбужденного исполнительного производства по выданному судом общей юрисдикции исполнительному документу, включая действия по взысканию задолженности по административным штрафам и исполнительского сбора, подлежат оспариванию также в суде общей юрисдикции.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя (административного истца). Окончание либо прекращение исполнительного производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца).
Необходимо также отметить, что поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (чч. 6, 7, 9 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ч. 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) (Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2020 г. N 45-КАД20-5-К7).
В соответствии со ст. 223 КАС РФ по административным делам об оспаривании решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в порядке, предусмотренном гл. 7 данного Кодекса, вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" приостановление судом действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты или обеспечительной меры (ч. 1 ст. 140 ГПК РФ, ст. 223 КАС РФ и ч. 3 ст. 199 АПК РФ) осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренными гл. 7 КАС РФ или гл. 8 АПК РФ. В частности, заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после его поступления в суд (ст. 141 ГПК РФ, ч. 3 ст. 87 КАС РФ, ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ).
Согласно ст. 85 КАС РФ по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску, в том числе в случае приостановления производства по административному делу в целях урегулирования спора, если: до принятия судом решения по административному делу или примирения сторон существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных ч. 1 данной статьи, если данным Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел. Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.
Согласно п. 1 ст. 86 КАС РФ заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть подано в суд одновременно с административным исковым заявлением или до рассмотрения административного дела по существу, а также до вступления решения в законную силу. Ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску может быть изложено в административном исковом заявлении.
В случае непринятия мер предварительной защиты с административного истца в процессе рассмотрения дела может быть взыскан исполнительский сбор, что в случае удовлетворения административного иска может повлечь за собой необходимость предъявления дополнительных требований к административному ответчику о взыскании необоснованно полученного им исполнительского сбора, породить возникновение новых споров, что с очевидностью повлечет нарушение прав и законных интересов административного истца, в то время как принятием мер предварительной защиты не будет нарушен баланс прав и законных интересов сторон.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь главой 22 КАС РФ, Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве",
 
ПРОШУ СУД:

1.    Принять меры предварительной защиты: приостановить действие постановления судебного пристава-исполнителя: ukazat_fio_pristava о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере summa_sbora_propisyu рублей по исполнительному производству №  nomer_ispolnitelnogo_proizvodstva.
2.    Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ukazat_fio_pristava о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере summa_sbora_propisyu рублей по исполнительному производству №  nomer_ispolnitelnogo_proizvodstva.

Приложение:
1.    уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;
2.    доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем;
3.     документ, подтверждающий оплату госпошлины.
4. постановление о возбуждении исполнительного производства;
5. постановление о взыскании исполнительского сбора;
6. копия решения суда, на основании которого выдан исполнительный лист;
7. документы, подтверждающие невозможность или незаконность применения санкции в виде взыскания исполнительского сбора;
8. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования;
  
date_now                                                                                                                              istec_name

Инструкция по подаче административного искового заявления о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках основного исполнительного производства

Для подготовки и подачи данного искового заявления необходимо выполнить следующие действия.

 

  1. Данное административное исковое заявление подается с целью признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора с юридического лица, если имеются обстоятельства, исключающие возможность применения санкции в виде взыскания исполнительского сбора.
  2. Срок подачи заявления данного административного искового заявления — 10 рабочих дней с момента получения постановления. Если срок пропущен, при наличии уважительных причин, срок можно восстановить.
  3. Подготовьте необходимые документы для подачи искового заявления — постановление о возбуждении исполнительного производства; постановление о взыскании исполнительского сбора; копия решения суда, на основании которого выдан исполнительный лист; документы, подтверждающие невозможность или незаконность применения санкции в виде взыскания исполнительского сбора.
  4. Укажите информацию о судебном споре, на основании которого вам выдан исполнительный лист (наименование суда, номер и дата решения суда). Укажите номер и дату исполнительного листа. Укажите ФИО пристава, вынесшего постановление о возбуждении исполнительного производства (укажите номер данного постановления) и о взыскании исполнительского сбора (укажите номер постановления). Укажите сумму сбора, а также основания, исключающие возможность применения к должнику санкции в виде взыскания исполнительского сбора. Укажите какими документами подтверждается незаконность вынесенного постановления.
  5. При заполнении шаблона искового заявления указывайте правильные наименования и цифровые значения документов.
  6. При заполнении данных ответчика, укажите те данные, которыми Вы достоверно располагаете (ФИО/наименование юр. лица; адрес регистрации/проживания; номер телефона; ИНН и др.)
  7. В тексте шаблона искового заявления указаны наименования/даты/номера нормативных правовых актов (НПА), которые необходимы для обоснования Ваших исковых требований.   
  8. Четко сформулируйте Вашу просьбу к суду: признать незаконным поставление судебного пристава-исполнителя (ФИО пристава, номера и даты оспариваемых постановлений). Если спор подлежит оценке, укажите, что Вы просите взыскать с ответчика и в каких размерах (обязать выплатить компенсацию убытков/ штраф, взыскать судебные расходы/ издержки). 
  9. Иск подается в районный/городской суд по месту нахождения по месту нахождения отдела ФССП.
  10. Проверьте правильность и корректность заполнения данных в шаблоне искового заявления, склонения слов по падежам по тексту искового заявления.
  11. Расчет госпошлины происходит автоматически. Оплатите государственную пошлину и оригинал квитанции/чека приложите к исковому заявлению.
  12. Проверьте по списку приложенные к исковому заявлению документы, очередность в списке должна совпадать с очередностью приложения документов (это должны быть копии документов, оригиналы остаются у Вас). 
  13. Отправьте копии искового заявления и приложенных к нему документов другим лицам, участвующих в деле (ответчику/третьим лицам). Снимите копии данных почтовых квитанций и приложите их к экземпляру искового заявления, подаваемого в суд. Обязательно сохраните оригиналы почтовых квитанций для предъявления суду (в случае необходимости). 
  14. Подайте документ лично/через представителя по выданной Вами на его имя доверенности в канцелярию суда, отправьте почтой заказным письмом с уведомлением о вручении или воспользуйтесь сервисом подачи документов в электронном виде
Test режим портала