Претензия о соразмерном уменьшении покупной цены товара
Претензия подается в случае приобретения товара ненадлежащего качества, в связи с чем покупатель просит уменьшить покупную цену и вернуть разницу
Нужна помощь с выбором?
Наши консультанты помогут подобрать оптимальное решение для вашей задачи
Шаблон документа
В названный срок, установленный договором, товар был поставлен, что подтверждается podtverzhdenie_postavki.
На основании платежного поручения № nomer_platezhnogo_porucheniya покупателем произведена оплата товара на сумму summa_oplaty_tovara_ciframi_propisyu руб.
В целях определения качества поставляемого товара по заказу покупателя проведена внесудебная экспертиза N expertiza_nomer, по результатам которой специалистом выявлены недостатки товара в период гарантийного срока: nedostatki_opisanie.
Согласно ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно пп. 1, 2 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Согласно ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 данного Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
В случае когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 данного Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
Согласно п. 1 ст. 475 ГК РФ если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Таким образом, одним из способов защиты нарушенного права покупателя при получении товара ненадлежащего качества является требование от продавца соразмерного уменьшения покупной цены. При этом под соразмерным уменьшением покупной цены понимается установление цены в соответствующей пропорции к общей цене товара с учетом реальной возможности использования обесцененного товара по назначению. Данное положение применяется в случае, когда товар может использоваться по прямому назначению без устранения недостатков, но при определении его цены не было учтено снижение качества (абз. 2 п. 1 ст. 475 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (п. 2 ст. 476 ГК РФ).
Из смысла названных правовых норм следует, что в гарантийный период обязанность по доказыванию причин возникновения недостатков товара лежит на продавце. Совокупное толкование п. 2 ст. 476 ГК РФ и п. 3 ст. 477 ГК РФ позволяет установить, что обязанность опровержения производственного характера недостатков товара сохраняется у продавца в течение всего гарантийного срока (аналогичный вывод изложен, например, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 октября 2024 г. № Ф02-4413/24 по делу N A10-7364/2023, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 3 октября 2024 г. № Ф05-20999/24 по делу N A40-19950/2024, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2024 г. № Ф04-2695/24 по делу № A45-26400/2022 и др).
Как ранее указывалось, дефекты товара носят производственный характер и не связаны с ненадлежащей эксплуатацией.
Покупателем проведена внесудебная оценка стоимости товара с учетом его недостатков, позволяющих эксплуатировать товар, но влияющих на его конечную стоимость.
Согласно отчету об оценке № nomer_otcheta_ob_ocenke стоимость товара с учетом дефектов определена оценщиком в размере stoimost_nekachestvennogo_tovara руб.
Таким образом, товар был приобретен за summa_oplaty_tovara_ciframi_propisyu руб., его действительная стоимость с учетом выявленных дефектов составляет stoimost_nekachestvennogo_tovara руб., таким образом, стоимость товара подлежит снижению на raznica_summy_ciframi_propisyu руб.
Учитывая, что покупатель в полном объеме исполнил принятые на себя обязательства по оплате товара, то raznica_summy_ciframi_propisyu руб. подлежит возврату покупателю, поскольку является оплатой за некачественный товар.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу пп. 1, 2 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 данного Кодекса. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
В связи с чем просим в досудебном порядке уменьшить стоимость товара tovar_naimenovanie_kolichestvo до stoimost_nekachestvennogo_tovara руб., возвратив излишне уплаченные денежные средства за товар ненадлежащего качества в размере raznica_summy_ciframi_propisyu руб. в срок до trebovanie_srok_data.
Денежные срдества перечислить по следующим реквизитам: rekvizity_dlya_perechisleniya.
В случае если в указанный в настоящей претензии срок денежные средства не будут возвращены, ot_kogo обратится в суд с отнесением на продавца судебных расходов, в т. ч. по оплате государственной пошлины и на оплату услуг представителя.
Инструкция по подаче претензии о соразмерном уменьшении покупной цены товара
Для подготовки и подачи данной претензии необходимо выполнить следующие действия.
-
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 475 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), в случае обнаружения в товаре недостатков, которые не были оговорены продавцом, потребитель вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены. Данное требование подлежит удовлетворению в десятидневный срок с момента предъявления.
-
Предъявление досудебной претензии является рекомендуемым этапом перед обращением в суд для последующего взыскания неустойки и штрафа. Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора подтверждает добросовестность потребителя.
-
Претензия предъявляется продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или ИП), у которого был приобретен товар, по месту нахождения/юридическому адресу, указанному в договоре или документах.
- Претензия предъявляется в течение гарантийного срока или срока годности, установленного на товар. Если гарантийный срок не установлен, претензия может быть предъявлена в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи товара (ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»).
-
Подготовьте необходимые документы для подачи претензии - копии документов, подтверждающих покупку (товарный или кассовый чек, кредитный договор, выписка со счета, иной документ), копию гарантийного талона (при его наличии), копии документов, подтверждающих наличие недостатков: заключение независимой экспертизы (если она проводилась), фотографии, видеофиксация недостатков, акт о несоответствии товара, переписка с продавцом, расчет суммы соразмерного уменьшения цены, обоснование размера суммы.
-
Проверьте правильность и корректность заполнения данных в шаблоне претензии, склонения слов по падежам по тексту.
-
При заполнении данных Вашего оппонента, укажите те, данные которыми Вы достоверно располагаете (ФИО/наименование, адрес регистрации/проживания/номер телефона и др.)
-
При написании досудебной претензии используйте деловой, вежливый и юридически корректный стиль изложения, избегая эмоциональных высказываний и угроз, которые могут снизить шансы на конструктивный диалог с оппонентом.
-
Если суть Вашей претензии в возврате денежных средств, то обязательно выполните расчёт суммы, подлежащей взысканию (это может быть сумму по договору, реальный ущерб, включая штрафы за просрочку за исполнение обязательств ответчиком, компенсация утраченной выгоды, моральный ущерб и любые подтвержденные документально затраты, которые Вы предлагаете Вам компенсировать в тексте претензии). При составлении расчета, имейте в виду, что нужно обоснование каждого элемента расчета и указание периода нарушения обязательств. Расчет необходимо приложить к самой досудебной претензии, указав его в качестве Приложения.
-
В претензии укажите перечень прилагаемых документов (список всех документов, подтверждающих указанные факты (копии договоров, актов, писем, расчетов и т.п.). Внизу текста претензии ставится подпись уполномоченного лица (руководителя юридического лица или самого заявителя-физического лица) с расшифровкой и дата составления претензии.
-
Ваша позиция основывается на положениях Гражданского кодекса РФ. В тексте шаблона иска уже указаны пункт/статья/раздел НПА, необходимые для обоснования Ваших требований к ответчику.
-
Направление досудебной претензии возможно несколькими способами, важно направить претензию так, чтобы у Вас осталось неоспоримое доказательство ее получения адресатом. Это потребуется в суде для подтверждения соблюдения досудебного порядка. Отправить почтой России заказное письмо с описью вложения и уведомлением о вручении. Уведомление вернется к Вам с почтовым штемпелем и датой получения. Курьерская служба (DHL, FedEx и т.п.) с функцией подтверждения доставки и вручения лично в руки. Личная передача под роспись на Вашем экземпляре претензии, главное убедитесь, что на документе стоит дата, подпись, ФИО и должность лица, принявшего документ. Электронной почтой при условии согласия сторон и наличия подтверждения отправки и получения.
-
Получатель обязан рассмотреть поступившую претензию в течение 30 дней с момента ее поступления, если иной срок не указан в договоре и/или претензии, и уведомить ее предъявителя в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, об удовлетворении или отклонении изложенных в ней требований.
-
Сроки для дальнейших Ваших действий. Дата получения претензии оппонентом - с даты на почтовом уведомлении, либо в момент вручения под роспись. Течение срока начинается по общему правилу ГК РФ со следующего дня (т.е. претензия была вручена 10 числа, срок начинается с 11 числа). Дата ответа - должна быть до истечения срока, дата обращения в суд - после истечения срока для получения ответа.
-
Ваши дальнейшие шаги по урегулированию возникших разногласий с оппонентом зависят от ответа на Вашу претензию. Получение ответа на претензию - ответ содержит полное удовлетворение Ваших требований, частичное удовлетворение, отказ в удовлетворении Ваших требований, отсутствие ответа от противоположной стороны.
-
Ваши действия при получении ответа - анализ предложенных условий по урегулированию спора ответчиком, подписание соглашения об урегулировании спора и разногласий, подготовка к судебному разбирательству, так как предложенные Вам ответчиком условия, Вас не устраивают.
-
Если ответ не поступил в установленный срок, по истечении этого срока Вы можете приступить к подготовке искового заявления для обращения в суд. Следует собрать документы о направлении претензии, рассчитать дополнительные требования (неустойка, судебные расходы) и далее продолжить защиту своих интересов в судебном порядке.