Претензия об уплате штрафа и возмещении убытков, причиненных несвоевременным предоставлением транспортного средства (контейнера)
Претензия подается для досудебного урегулирования спора в случае если перевозчик нарушил обязательство по своевременному предоставлению транспортного средства (контейнера) для погрузки, что повлекло убытки.
Нужна помощь с выбором?
Наши консультанты помогут подобрать оптимальное решение для вашей задачи
Шаблон документа
Перевозчик обязан был предоставить vid_ts_konteyner в пункт погрузки srok_predostavleniya_ts. Однако vid_ts_konteyner был предоставлен с задержкой в srok_zaderzhki дней, что подтверждается отметкой в транспортной накладной N nomer_transportnoy_nakladnoy о времени прибытия vid_ts_konteyner в пункт погрузки. Грузоотправителем был составлен акт от data_akta_nesvoevremennogo_predostavleniya о несвоевременном предоставлении vid_ts_konteyner.
Несвоевременным предоставлением vid_ts_konteyner грузоотправителю были причинены убытки в виде упущенной выгоды, а именно: opisanie_ubytkov_upuschennaya_vygoda, на сумму ubytki_summa_ciframi_propisyu рублей.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
В силу ч. 1 ст. 793 ГК РФ, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.
Согласно чч. 3, 4 ст. 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта), за несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренных договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, в размере:
1. пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
2. одного процента среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии с установленным договором перевозки груза сроком перевозки, при перевозке в междугородном сообщении.
Грузоотправитель, фрахтователь в случае, указанном в части 3 настоящей статьи, также вправе потребовать от перевозчика, фрахтовщика возмещения причиненных ими убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38 Устава автомобильного транспорта, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу пункта 1 статьи 393 ГК РФ, пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Положениями пункта 2 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации установлено, что согласно статьям 15, 393 ГК РФ в состав убытков входят реальный ущерб и упущенная выгода. Под реальным ущербом понимаются расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества. Упущенной выгодой являются неполученные кредитором доходы, которые он получил бы с учетом разумных расходов на их получение при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В соответствии со ст. 797 ГК РФ, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
На основании изложенного
В случае отказа удовлетворить требования данной претензии в добровольном порядке грузоотправитель вынужден будет обратиться с исковым заявлением в суд для защиты своих прав и законных интересов.
Инструкция по подаче претензии об уплате штрафа и возмещении убытков, причиненных несвоевременным предоставлением транспортного средства (контейнера)
Для подготовки и подачи данной претензии необходимо выполнить следующие действия.
-
Если перевозчик нарушил обязательство по своевременному предоставлению транспортного средства (контейнера) для погрузки, что повлекло убытки, вы вправе требовать уплаты штрафа/неустойки за просрочку. Ее размер и порядок расчета определяются договором перевозки (фрахтования) или экспедиции, возмещения всех причиненных убытков (реального ущерба и упущенной выгоды), если договором неустойка не предусмотрена, можно ссылаться на ст. 794 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и ст. 34 Устава автомобильного транспорта (УАТ) РФ, которые устанавливают ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств, дополнительным основанием является ст. 15 ГК РФ (возмещение убытков).
- В большинстве споров, вытекающих из договорных отношений, предъявление досудебной претензии является обязательным этапом перед обращением в суд. Соблюдение этого порядка строго необходимо, даже если отношения оформлены нетипичным способом.
-
Претензия предъявляется перевозчику письменно по адресу юридического лица, указанному в договоре или в ЕГРЮЛ.
- Учитывайте сроки подачи претензии - общий срок исковой давности составляет 3 года с момента, когда вы узнали о нарушении своего права, т.е. с даты, когда должна была состояться поставка.
- Подготовьте необходимые документы для подачи претензии — расчет суммы штрафа/неустойки, расчет и документы, подтверждающие сумму убытков (например, договоры с контрагентами, из которых возникли убытки, платежные поручения, акты о простое рабочей силы, иные расчеты), документы, подтверждающие факт несвоевременной подачи транспортного средства (переписка, акт, уведомление).
- Проверьте правильность и корректность заполнения данных в шаблоне претензии, склонения слов по падежам по тексту.
-
При заполнении данных Вашего оппонента, укажите те, данные которыми Вы достоверно располагаете (ФИО/наименование, адрес регистрации/проживания/номер телефона и др.)
-
При написании досудебной претензии используйте деловой, вежливый и юридически корректный стиль изложения, избегая эмоциональных высказываний и угроз, которые могут снизить шансы на конструктивный диалог с оппонентом.
-
Если суть Вашей претензии в возврате денежных средств, то обязательно выполните расчёт суммы, подлежащей взысканию (это может быть сумму по договору, реальный ущерб, включая штрафы за просрочку за исполнение обязательств ответчиком, компенсация утраченной выгоды, моральный ущерб и любые подтвержденные документально затраты, которые Вы предлагаете Вам компенсировать в тексте претензии). При составлении расчета, имейте в виду, что нужно обоснование каждого элемента расчета и указание периода нарушения обязательств. Расчет необходимо приложить к самой досудебной претензии, указав его в качестве Приложения.
-
В претензии укажите перечень прилагаемых документов (список всех документов, подтверждающих указанные факты (копии договоров, актов, писем, расчетов и т.п.). Внизу текста претензии ставится подпись уполномоченного лица (руководителя юридического лица или самого заявителя-физического лица) с расшифровкой и дата составления претензии.
- Ваша позиция основывается на положениях Гражданского кодекса РФ. В тексте шаблона иска уже указаны пункт/статья/раздел НПА, необходимые для обоснования Ваших требований к ответчику.
-
Направление досудебной претензии возможно несколькими способами, важно направить претензию так, чтобы у Вас осталось неоспоримое доказательство ее получения адресатом. Это потребуется в суде для подтверждения соблюдения досудебного порядка. Отправить почтой России заказное письмо с описью вложения и уведомлением о вручении. Уведомление вернется к Вам с почтовым штемпелем и датой получения. Курьерская служба (DHL, FedEx и т.п.) с функцией подтверждения доставки и вручения лично в руки. Личная передача под роспись на Вашем экземпляре претензии, главное убедитесь, что на документе стоит дата, подпись, ФИО и должность лица, принявшего документ. Электронной почтой при условии согласия сторон и наличия подтверждения отправки и получения.
-
Заказчик обязан рассмотреть поступившую претензию в течение 30 дней с момента ее поступления, если иной срок не указан в договоре и/или претензии, и уведомить ее предъявителя в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, об удовлетворении или отклонении изложенных в ней требований.
-
Сроки для дальнейших Ваших действий. Дата получения претензии оппонентом - с даты на почтовом уведомлении, либо в момент вручения под роспись. Течение срока начинается по общему правилу ГК РФ со следующего дня (т.е. претензия была вручена 10 числа, срок начинается с 11 числа). Дата ответа - должна быть до истечения срока, дата обращения в суд - после истечения срока для получения ответа.
-
Ваши дальнейшие шаги по урегулированию возникших разногласий с оппонентом зависят от ответа на Вашу претензию. Получение ответа на претензию - ответ содержит полное удовлетворение Ваших требований, частичное удовлетворение, отказ в удовлетворении Ваших требований, отсутствие ответа от противоположной стороны.
-
Ваши действия при получении ответа - анализ предложенных условий по урегулированию спора ответчиком, подписание соглашения об урегулировании спора и разногласий, подготовка к судебному разбирательству, так как предложенные Вам ответчиком условия, Вас не устраивают.
-
Если ответ не поступил в установленный срок, по истечении этого срока Вы можете приступить к подготовке искового заявления для обращения в суд. Следует собрать документы о направлении претензии, рассчитать дополнительные требования (неустойка, судебные расходы) и далее продолжить защиту своих интересов в судебном порядке.